НОВОСТИ

За коммунальные услуги тюменцы задолжали более трех миллиардов рублей

18:08 6 октября 2015
216
Опубликовал > Megatyumen.ru

Как решить проблему с задолженностью за коммунальные услуги – этот вопрос стал темой круглого стола, организованного порталом «Мегатюмень.ру» и газетой «Комсомольская правда – Тюмень». О методах решения актуального вопроса говорили представители управляющих компаний города и власти.

Причины неуплаты у всех свои

На сегодняшний день в Тюменской области просроченная дебиторская задолженность горожан перед коммунальщиками составляет 2,5 млрд рублей, текущая – 3,7 млрд рублей.

По словам специалистов, причины ее очень обширны, и их можно разделить на несколько групп. У потребителей могут быть финансовые затруднения, трудная жизненная ситуация, длительное отсутствие в городе, либо банальная нехватка времени, не позволяющие выполнить свои обязательства по оплате. Также могут быть другие «организационные» проблемы.

- Бывают и причины психологического характера, когда человек, имея возможность платить, принципиально этого не делает. Он может быть не согласен с уровнем тарифов на услуги, его не устраивает качество оказания услуг управляющих компаний и другое, - говорит Алексей Викторович.

Также в Тюменской области есть населенные пункты, в которых уровень неплатежей значительно выше, чем в среднем по области. По словам Алексея Майера, как правило, это небольшие рабочие поселки, ранее отапливавшиеся от ведомственных котельных крупных монополий (например, РЖД). Там плата за коммунальные услуги никогда не взималась - это были расходы самих предприятий. С годами люди привыкли не платить, и сейчас не платят, когда появились новые условия.

Рост долгов наблюдается чаще всего в летний период. К началу отопительного сезона задолженность вырастает, так как много жителей в этот период уезжает в отпуска, а платить вперед тюменцы еще не привыкли. А вот, в связи с тем, что горожане не любят входить в новый год с долгами, к январю сумма задолженности постепенно снижается.

Неправильное начисление платежей приводит к внутренней дебиторской задолженности

Внутренняя дебиторская задолженность возникает из-за неправильного проведения начислений жилищно-коммунальных услуг, и это приводит к образованию задолженности внутри компании.

- Когда вы определяете тариф на услугу, эти затраты можно отнести не на ту площадь и выставить тариф на площадь всего дома, а оказывается, что часть лицевых счетов этой услугой и не пользуется. В результате затраты по ней отнесли на площадь всего дома, и при начислении счетов внутри компании формируется скрытая дебиторская задолженность. По сути, жильцам недовыставляют суммы, которые должны были выставить, - объясняет представитель РЦ «Биллинг Онлайн», директор ООО "Эко-парк" Владимир Вишняков.

Часто причины образовавшейся задолженности перед ресурсообеспечивающими компаниями не понимают и в самой УК. По словам Владимира Владимировича, во многих управляющих компаниях работа экономистов и расчетчиков не очень хорошо поставлена. Нужно анализировать не только дебиторку, которая возникает на уровне того, что какой-то собственник не принес денег, а анализировать внутренние процессы в самой компании. Разбираться в структуре формирования дебиторки. Для этого должен быть консалтинговый центр или грамотные сотрудники, которые могут действительно разобраться в том, что происходит.

Работа с задолженностью - плановый процесс

Эффективных досудебных мер взыскания задолженности не существует, тем более нет универсальных способов «выбивания» долгов. Можно только через суд признать человека должником и, описав его имущество, погасить долг. Но если у человека нет имущества, чтобы отдавать им долги, то он становится легализированным неплательщиком.

- Во многих УК работа с дебиторкой нормально не поставлена. Потому что работа с дебиторкой - это плановый процесс, и он должен начинаться от анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, удаления внутренних возможностей возникновения задолженности и заканчиваться непосредственно работой с абонентом по нарастающему итогу, - говорит Владимир Вишняков. - Должны быть какие-то информационно-программные комплексы, которые позволяют юридическому отделу предприятия работать с дебиторской задолженностью и отслеживать взаимодействие с каждым конкретным абонентом, в зависимости от суммы его задолженности.

Так, если человек не платит в течение 1-2 месяцев, ему сначала приходит смс-уведомление, больше трех месяцев – телефонный звонок, с фиксацией результата. Таким образом, давление на должника должно возрастать, вплоть до автоматического формирования информационных писем и досудебных претензий, уверены представители управляющих компаний. К слову, такие системы есть, но они не применяются, в лучшем случае неплательщиков ждет парочка телефонных звонков и все.

Самый действенный способ – личный обход

Как лучше всего общаться со своими должниками, каждая УК решает сама. Например, в ООО «УК «Управдом» самый эффективный способ работы с безответственными жильцами нашли путем собственных проб и ошибок.

Компания ежемесячно проводит анализ по общей задолженности, вследствие чего выделяет на части процентное соотношение задолженности: от 1 до 2 месяцев, от 3 и до 4 месяцев, от 4 месяцев и больше. В каждом случае свои методы борьбы. Если человек не платит до двух месяцев, ему на телефон приходит смс-рассылка.

- Если задолженность от 1 месяца, мы не имеем права людей третировать, так как до 10 числа следующего месяца он может оплатить долг. Работа по возвращению задолженности начинается от 2 месяцев неплатежа, - говорит начальник отдела взыскания Виктория Коробейникова. - Из собственного опыта могу сказать, что самый эффективный способ борьбы – личный обход, когда человек видит, что к нему пришли с претензией. Он ставит в документе свою подпись, это действует, так как каждый месяц мы подводим результаты по работе с должниками.

Так, в ООО «Управдом» всего 13 домов, по этим тринадцати домам была сумма задолженности 10,5 млн рублей, за два с половиной месяца она сократилась до 2,5 млн рублей.

Некоторые УК считают, что с должниками нужно работать, только начиная от крупной суммы - от 5 месяцев задолженности. Между тем, начинать работу нужно уже с «маленьких» долгов.

- Подводя итоги в конце месяца, мы видим, что самый большой процент суммы задолженности составляет именно от 1 месяца до 3. Процент от 4 и выше просроченной задолженности примерно 12 из ста. Именно поэтому мы начали воздействовать на ту категорию должников, которые не платят от одного до трех месяцев, - говорит Виктория Коробейникова.

Еще один кардинальный метод борьбы – отключение от коммунальных услуг. Но реализовать эту суровую меру на практике оказывается не так просто. Согласно 354 постановлению правительства РФ от 6 мая 2011 года процедура ограничения коммунального ресурса состоит из нескольких частей. За месяц до того как отключить электроэнергию, УК должны направить письменное уведомление, за неделю - направить его повторно, а за три дня до ограничения этой услуги должны вручить его собственнику в руки и добиться от него подписи. Получается, что собственник сам лично должен подписать себе «приговор».

Намного проще с этим обстоят дела в частных домах. У «частников» неотвратимость наказания большая. Если человек не платит за газ, то газовики приезжают и ограничивают подачу газа именно в его дом, так же поступают и электрики, поэтому владельцы частных домов вынуждены платить вовремя.

В компании ООО «Жилой район АИЖК» стараются не применять крайние меры, а выяснить отношения с должниками «полюбовно»

- Надо проанализировать, почему человек не платит. Если причина уважительная, то мы готовы пойти навстречу, - говорит генеральный директор ООО «Жилой район АИЖК»
Артем Завьялов.

Для жильцов, которые оказались в трудной жизненной ситуации, предусмотрена система рассрочки на полгода, год, в зависимости от «тяжести» ситуации. Главное, чтобы собственник сам шел навстречу УК и не уходил от платежей.

- При этом не нужно приносить трудовую книжку. Нужно просто прийти и честно признаться в сложившейся ситуации. Мы составим график рассрочки, определим, в какие сроки он может оплатить, - делится опытом Артем Завьялов.

С такой просьбой в ООО «Жилой район АИЖК» обратились уже около двадцати жильцов.

УК должны делиться друг с другом опытом

В конце встречи представители управляющих компаний обратились к Алексею Майеру с предложением помочь внести законодательные правки, чтобы облегчить работу с должниками.

- Мы, конечно, можем выходить с законодательными инициативами, но на это уходят годы, и не факт, что они пройдут. Потому что государство регулирует эту деятельность и не планирует принимать ужесточающие нормы. Нужно создать банк данных, который позволит обменяться управляющим компаниям своей практикой, - ответил Алексей Викторович. - Мы готовы даже разместить опыт управляющих компаний на нашем сайте, чтобы был доступ у всех.

В свою очередь, коммунальщики предложили создать еще и банк данных должников всех управляющих компаний, чтобы в итоге их можно было ограничить в каких-то госуслугах, не выпускать за границу.

Нашли ошибку в тексте? Выделите слово и отправьте нам, нажав Ctrl+Enter. Спасибо.

Другие статьи


Лента новостей

вчера

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ